До 1994 года эта кафедра называлась «Водные пути и порты», она является профилирующей кафедрой по подготовке специалистов и магистров на факультете Воднотранспортных и шельфовых сооружений ОНМУ.

Кафедра «Водных путей и портов» берет свое начало от кафедры портостроительства, существовавшей при гидротехническом факультете Одесского политехнического института до его расформирования в 1930 году.

Руководил кафедрой крупнейший специалист по гидротехническому строительству профессор Б.М. Кандыба.

Борис Николаевич Кандыба в 1891 году окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения по специальности «Портовые сооружения», был оставлен в институте для преподавательской работы. В 1897 году Б.Н. Кандыба составил и опубликовал описание Либавского порта, которое послужило впоследствии руководством при проектировании и строительстве крупных гидротехнических сооружений. В 1901 году, после защиты диссертации, ему было присвоено звание доцента. В Институте инженеров путей сообщения читал курс «Гидротехнические сооружения».

С 1903 года Б.Н. Кандыба работал профессором, возглавлял кафедру «Водные сооружения». В этом же году он составил первую совместную программу по гидротехническим сооружениям и портостроительству.

С 1919 по 1921 годы профессор Б.Н. Кандыба работал и принимал участие в организации факультета «Портостроительства и гидротехнических сооружений» Одесского политехнического института, руководил факультетом и возглавлял кафедру «Портостроительства и гидротехнических сооружений».

Согласно постановлению СНК УССР от 12 июня 1930 года был создан Одесский институт инженеров водного транспорта (ОИИВТ) на базе двух факультетов Портостроительства и гидротехнических сооружений и Механизации портов Одесского политехнического института. Вместе с образованием Гидротехнического факультета ОИИВТа была создана кафедра «Водных путей и портов», которую возглавил профессор А.Т. Федоров крупный ученый в области гидротехнического строительства.

В 1932 году гидротехнический факультет и кафедра Водных путей и портов были переведены в Ленинградский институт инженеров водного транспорта. В конце 1946 года в связи со вторым рождением гидротехнического факультета, в ОИИВТе была вновь создана кафедра Водных путей и портов, которая объединяла все дисциплины по гидротехнической специальности. Организатором и первым заведующим кафедрой был профессор Винокуров Ф.П. выдающийся ученый в области гидротехнического строительства, гидравлики и гидрологии моря.

Федор Петрович Винокуров в 1925 году окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения по специальности «портостроительство и гидротехнические сооружения».

сооружения». В течение 13 лет (1928-1941гг.) Работал главным инженером треста «Дальводстрой».

В 1941 году он переходит на преподавательскую работу в Ташкентский институт инженеров ирригации, возглавляет кафедру гидравлики. В 1942 году он защищает кандидатскую диссертацию, а в 1944 году докторскую, в этом же году ему было присвоено звание профессора.

В 1946 году профессор Винокуров Ф.П. переходит на преподавательскую работу в Одесский институт инженеров морского флота, назначается на должность декана гидротехнического факультета и заведующим кафедрой гидравлики, а затем - заведующим кафедрой «Водные пути и порты».

За время работы в ОИИМФ особенно ярко проявилась его творческая деятельность как ученого и педагога. Под его руководством на кафедре была создана лаборатория и хорошее учебно-методическое обеспечение.

Он является основателем школы нелинейной механики грунтов. Автор более 250 научных трудов. Награжден орденом «Знак Почета» и медалями.

С 1948 по 1951 годы кафедру возглавлял к.т.н., доцент Гинсбарг Р.И. - выдающийся специалист в области гидротехнического строительства.

Рувим Израилевич в 1924 году окончил Одесский политехнический институт по специальности «инженер-портостроитель». С 1929 по 1934 годы работал на нормативно-исследовательской станции Черноморского отделения ЦНДИВТ в качестве инженера, старшего инженера, руководителя группы и старшего научного сотрудника. В 1934 году перешел в ВКС Управление Черноморского пароходства в качестве научного сотрудника и старшего инженера научно-исследовательской группы.

С 1938 года работал в ЧерноморНИИпроекте начальником бюро методики, заместителем главного инженера и главным инженером. С 1931 по 1938 гг. по совместительству работал преподавателем в ОИИМФ. В 1948 году защитил кандидатскую диссертацию. В этом же году перешел на преподавательскую работу в ОИИМФ. В течение трех лет (с 1948 по 1951) заведовал кафедрой «Водные пути и порты».

Список научных работ Р.И. Гинсбарга включает более 40 печатных работ, посвященных технологии возведения гидротехнических сооружений.

С 1951 по 1956 годы заведовал кафедрой кандидат технических наук, доцент П. А. Воронов. Петр Андреевич Воронов в 1925 году окончил Московский институт инженеров транспорта, работал на различных должностях в управлении Главсевморпути. Прошел путь от инженера до главного инженера этого управления. В июне 1944 года защитил кандидатскую диссертацию, а в 1947 году ему было присвоено ученое звание доцента кафедры «Водное хозяйство и морские порты», которую возглавлял известный ученый в области гидродинамики и гидротехнического строительства доктор технических наук, профессор М.М. Джунковский.

В 1951 году П.А.Воронов переехал в Одессу и перешел на преподавательскую работу в Одесском институте инженеров водного транспорта, возглавлял кафедру «Водные пути и порты» и одновременно был назначенным деканом факультета Механизации портов. Петр Андреевич был эрудированным человеком высокой культуры, владел четырьмя иностранными языками, писал художественные произведения и пьесы, но наибольшее внимание он уделял науке, делился своим большим производственным и научным опытом со своими коллегами, аспирантами и студентами. За период работы на кафедре под его руководством был построен открытый исследовательский бассейн на территории института, где проводились научные и учебные экспериментальные исследования.

Список научных трудов П.А.Воронова включает более 50 печатных работ, в том числе учебник «Морские сооружения из бетона и железобетона».

С 1956 по 1965 годы кафедрой заведовал Р.В. Лубёнов, который пришел в институт с должности главного инженера Одесского порта. Многогранна и интересна жизнь этого талантливого, широко эрудированного и исключительно трудолюбивого инженера-гидротехника.

В творческой деятельности Ростислава Витальевича можно выделить три больших этапа: инженерная работа проектировщика, производственника и педагогическая в вузе.

Р.В. Лубёнов родился в 1908 году в семье моряка. Трудовую деятельность начал в 1926 году строительным рабочим. В 1928-1932 гг. учился в Одесском инженерно-строительном институте, после окончания которого работал в ЧерноморНИИпроекте инженером, начальником отдела по проектированию портов и главным инженером.

После войны Р. Лубёнов назначается главным инженером Одесского порта. Под его руководством в 1945-1950 годах в порту были восстановлены 11 причалов, рейдовый мол и волнолом, много береговых зданий и сооружений.

В 1951 году Р. Лубёнов, обладая большим производственным опытом, перешел в ОИИМФ на преподавательскую работу. В 1954 году он защитил кандидатскую диссертацию, затем был утвержден в звании доцента. В течение 1954 -1957 гг. он возглавлял гидротехнический факультет, а в 1957 - 1965 гг. заведовал кафедрой «Водные пути и порты».

За 30-летнюю работу в ОИИМФ Ростислав Витальевич умело передавал свой производственный опыт и воспитал несколько поколений инженеров-гидротехников, педагогов и научных работников. Его лекции отличались тщательной методической разработкой и были обобщением результатов научных исследований и инженерной практики, неизменно интересовали студентов. Он был человеком высокой культуры.

Список научных работ Р. Лубёнова включает более 30 печатных работ, в том числе 8 методических пособий. Подготовил трех кандидатов технических наук.

С 1965 по 1977 годы кафедрой руководил доктор технических наук, профессор Ф.М. Шихиев - выдающийся ученый в области механики грунтов, теории упругости и пластичности, гидравлики, гидротехнического строительства. Фуад Максимович Шихиев родился в 1913 году в городе Баку в семье фельдшера. В 1936 году окончил гидротехнический факультет Ленинградского института водного транспорта. В 1947 был назначен начальником гидротехнического участка по восстановлению сооружений Одесского порта и судостроительного завода.

В 1949 году Ф.М. Шихиев поступил в аспирантуру ОИИМФ, и вся дальнейшая его деятельность была связана с институтом. Здесь он прошел путь от аспиранта до заведующего одной из ведущих кафедр - «Водные пути и порты».

Круг научных интересов Ф.М. Шихиева было весьма широким и охватывал крупные проблемы морской гидротехники, механики грунтов и фундаментостроения, гидравлики. Им был создан глубокий и оригинальный труд, посвященный кинематической теории давления грунтов на гибкие и жесткие ограждения, который лег в основу его докторской диссертации. Это фундаментальное исследование получило широкое признание и высокую оценку научной общественности.

ТТеоретические разработки Ф.М. Шихиева, посвященные взаимосвязи напряженного и деформированного состояния грунтовых сред, боковому давлению грунтов в статических и сейсмических условиях, устойчивости оснований, взаимодействию судов с причальными сооружениями и другим проблемам, сочетались с большим количеством прикладных исследований. Во многих портах Черноморско-Азовского и Балтийского бассейнов его предложения позволили существенно улучшить эксплуатационные показатели работы причальных сооружений.

Единство обширных теоретических знаний и инженерной интуиции, которое было характерно для деятельности профессора Ф.М. Шихиева, сочетаемое с глубоким пониманием запросов практики и одержимостью ученого, давало серьезные практические результаты.

Большое внимание Ф.М. Шихиев уделял методам исследования резервов несущей способности причальных сооружений, определению нагрузок на причальные сооружения при взаимодействии с подходящими судами и снижение давления грунта на подпорные стенки.

Много сил и энергии отдавал Фуад Максимович воспитанию инженерных и научных кадров. Им подготовлено 20 кандидатов технических наук. Он щедро делился знаниями и идеями с коллегами, учениками и студентами.

Ф.М. Шихиев опубликовал более 150 научных работ, в том числе 6 учебников, 10 учебных пособий. Его доклады и сообщения публиковались в трудах международного конгресса по механике грунтов и фундаментостроения, Всемирной конференции по сейсмостойкости сооружений.

Преподаватели кафедры 70-х годов

В первом ряду слева направо: Яковлев П.И., Морозов Д.К., Шихиев Ф.М., Геращенко З.А., Засименко А.А.; во втором ряду: Рудой Л.Н., Тюрин А.П., Ковтун В.В., Миронов, Варгин М.Н.

С 1977 по 2000 годы кафедрой заведовал доктор технических наук, профессор П.И. Яковлев - крупный специалист в области взаимодействия гидротехнических сооружений с грунтом.

Всю свою трудовую жизнь Петр Иванович посвятил строительству, подготовке инженерных кадров и науке. После окончания в 1951 г. Гидротехнического факультета Одесского института инженеров морского флота он в течение шести лет работал на строительстве пройдя путь от инженера до директора строящегося предприятия порта.

Дальнейшая деятельность Петра Ивановича связана с Одесским национальным морским университетом, где более 45 лет он проработал ассистентом, доцентом, профессором, деканом, заведующим кафедрой «Морские и речные порты, водные пути и их техническая эксплуатация». Основными направлениями научной деятельности П.И. Яковлева являлось исследование бокового давления грунта на сооружения, несущая способность основания, работа морских гидротехнических сооружений. Большое внимание он уделял экспериментальным исследованиям, особенно в сложных случаях взаимодействия сооружений с грунтом.

Характерной чертой Петра Ивановича была склонность к инженерным методам решения задач механики грунтов и доведению этих решений до практического использования. Его кандидатская диссертация (1964 г.) посвящена исследованию способов уменьшения давления грунта на подпорные стенки и причальные сооружения, а докторская (1981 г.) - методам расчета гидротехнических сооружений на основе технической теории предельного напряженного состояния грунтовой среды. Результаты его исследований по расчету устойчивости гидротехнических сооружений и несущей способности оснований вошли в СНиП 2.02.0285 «Основания гидротехнических сооружений».

Он принимал участие в работе международных конгрессов по механике грунтов в Токио, Сан-Франциско, Рио-де-Жанейро, Дели и многих международных конференциях, в трудах которых опубликованы его статьи.

П.И. Яковлев - автор более 240 научных публикаций, 10 изобретений, 12 справочников и брошюр, 5 учебников, а также 8 книг, среди которых «Устойчивость транспортных гидротехнических сооружений»; «Взаимодействие сооружений с грунтом»; «Дноуглубительные, рефулерные и гидромеханизированные работы»; «Дноуглубительные работы и технический флот».

Научные интересы профессора П.И.Яковлева сосредоточены на проблемах механики грунтов, взаимодействия портовых сооружений с грунтом и гидротехнического строительства.

Именем профессора П.И. Яковлева названа одна из звезд в созвездии Большой Медведицы.

На границе двух веков и далее на кафедре работали и проводили научные исследования к.т.н., доц. Варгин М.Н., к.т.н., доц. Тюрин А.П., к.т.н., доц. Рудой Л.М., д.т.н., проф. Егупов К.В., к.т.н., доц. Фортученко Ю.А. и другие специалисты.

С 2000 года кафедру «Морские и речные порты, водные пути и их техническая эксплуатация» возглавляет доктор технических наук, профессор Дубровский Михаил Павлович - признанный специалист в области портового гидротехнического строительства, механики грунтов, теории упругости и пластичности. М. П. Дубровский с отличием окончил гидротехнический факультет Одесского института инженеров морского флота в 1976 году; инженер-гидротехник. С 1976 по 1986 гг. работал в лаборатории исследования конструкций портовых сооружений ЧерноморНИИпроекта; участвовал в крупномасштабном моделировании (натурном и лабораторном) причальных и оградительных сооружений. Работает в Одесском национальном морском университете с 1986 года (ассистент, доцент, профессор, заведующий кафедрой).

Сфера научных интересов: морская, береговая и портовая гидротехника; воднотранспортная проблематика; основания, фундаменты и механика грунтов; численное моделирование взаимодействия инженерных сооружений с грунтовой средой.

Преподает такие дисциплины, как «Шельфовые и внепортовые сооружения», «Сооружения континентального шельфа», «Высокотехнологичные внебереговые сооружения» «Гидротехнические сооружения» и др.

В 1983 году защитил кандидатскую диссертацию по анализу напряженно-деформированного состояния портовых гидротехнических сооружений и их оснований методом конечных элементов. В 1991 г. присвоено ученое звание доцента. В 1994 году защитил докторскую диссертацию в Одесском национальном морском университете, в основе которой разработанный автором новый кинематический метод исследования взаимодействия подпорных стенок инженерных сооружений с грунтовой средой. В 1997 году присвоено ученое звание профессора. Неоднократно награждался различными грантами в частности: Фонд Сороса - основной докладчик на 4-й Канадской конференции по морской геотехнике (Сент Джонс, 1993); Фонд Сороса - основной докладчик на 13-й Европейской конференции по механике грунтов и геотехнике (Копенгаген, 1995); Премия-грант Университета Западной Австралии (Перт, 1996); Европейский исследовательский грант (Исследовательский центр Генри Тюдора, Люксембург, 1999).

Читал лекции и проводил семинары в Китае (Пекин, Шанхай, 1995); Дании (Университет Лингби, 1995); Польши (Гданьский университет, 1996. - 2001); Австралии (Сиднейского университет, Кертинский технологический университет, Университет Западной Австралии, 1996), Испании (Институт прикладной гидромеханики, 1998), участник крупных национальных и международных воднотранспортных проектов.

Является членом Ассоциации Евроберг - Украина, Украинского национального общества по механике грунтов и геотехнике, Академиком Транспортной академии Украины и Академии строительства Украины.

Опубликовал более 300 научных и методических работ, в том числе 9 книг и монографий, является автором более 50 патентов в области морской гидротехники и геотехники.

За последние 20 лет кафедра существенно развила международные связи и контакты по основным направлениям своей деятельности и получила заслуженное признание мировой научной общественности. Отражением этого стали, в частности, включение в состав внешних экспертов Европейской Комиссии по транспортной инфраструктуре (программа Горизонт - 2020) проф. Дубровского М.П., а также его избрание в Совет директоров International Press-In Association (Япония).

Научный авторитет кафедры поддерживают такие известные ученые, как д.т.н., проф. Рогачко С.И. и д.т.н., проф. Пойзнер М.Б. (руководитель филиала кафедры в институте ЧерноморНИИпроект).

Перспективными научными исследованиями в сфере гидротехнического строительства, механики грунтов и взаимодействия сооружений с грунтовой средой на кафедре в настоящее время занимаются к.т.н., доц. Бугаева С.В., к.т.н., доц. Хонелия Н.Н., к.т.н. Слободяник А.В.

Кафедра «Морские и речные порты, водные пути и их техническая эксплуатация» ОНМУ эффективно реализует накопленный за прошедшие 100 лет научный потенциал и с оптимизмом вступает во второе столетие своей работы.

Go to top